Министерство культуры Омской области

Орбиты фестивального небосклона

Журнал "Омск театральный" №18 (ноябрь 2009 г.)

 

Ноябрь стал месяцем, который в нашей области завершил фестивальный календарь 2009 года. Есть повод оглянуться на пройденный год, поразмышлять над феноменом театральных фестивалей в нашем регионе, поговорить об их прошлом и настоящем, заглянуть в ближайшее будущее. Об этом и шёл разговор с министром культуры Омской области Владимиром Алексеевичем ТЕЛЕВНЫМ.

– Начиная разговор о фестивальном марафоне текущего года, нелишне напомнить нашим читателям, что весной 2009 года мы отметили 15-летие омского фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа». Есть у вас ощущение, что этот фестиваль внёс свою лепту в формирование творческой атмосферы всего региона и подготовил почву для больших всероссийских и международных театральных форумов?

– Это действительно так. Начиналось все с конкурса на лучшую театральную работу. Постепенно он развился в конкурс-фестиваль, организаторы стали приглашать в жюри иногородних критиков, формировать афишу с предварительным отбором, именно как фестивальную. Дух творческого соревнования изначально пронизывал саму идею фестиваля. Такова сама природа фестиваля. Это хороший стимул творческого развития коллектива, который заявляет себя в фестивальную программу. Речь идёт не просто о репертуарном спектакле или премьере, которая только что прошла в театре. Каждый театр тщательно отбирает спектакли для фестивальной афиши: что он готов предъявить сегодня, как позиционирует себя в современном театральном процессе? Этот выбор - определенная мера ответственности деятелей театра за своё творчество. Одновременно ответственность и перед зрителями, желание привить им вкус к настоящему искусству.

Я уверен, что фестивальное движение, которым мы сегодня гордимся, вызрело в нашем регионе. Привнеси мы эту идею извне как удовлетворение чьих-то амбиций, она бы не имела такого эффекта. Это вполне закономерный результат. А вот сегодня мы в первую очередь думаем о качестве наших фестивалей, о совершенствовании того, что имеем. Но одно бесспорно, опыт проведения областного конкурса-фестиваля проторил у нас дорогу большим международным фестивалям.

– Давайте вспомним, Владимир Алексеевич, названия фестивалей, которые вместились в рамки нынешнего года: «Вечера со Степаном Лобозёровым», «Золотая маска» в Омске и Таре», «Панорама музыкальных театров», «В гостях у «Арлекина», «Молодые театры России». Получается не просто разнообразный жанровый охват – драматические спектакли, музыкальные, хореографические, кукольные, но и такое сочетание драматургического материала, которое интересно самым разным слоям омской публики. На каких принципах основан подбор фестивальных театров-участников? Как учитываются в них зрительские предпочтения?

– Принцип один – желание показать омичам лучшие образцы театрального творчества, отразив все его разнообразие. Действительно, фестивали у нас представлены практически по всем видам и жанрам театрального искусства и рассчитаны на все возрастные группы, начиная с самых юных зрителей. Поэтому к уже названным фестивалям, добавлю и удачный дебют фестиваля театров для детей и молодежи «Жар-птица», проходившего в Омском ТЮЗе, фестиваля кукольных театров «В гостях у «Арлекина», собравшим участников из 14 стран. Благодаря чему получившим широкий резонанс даже за пределами России. Заявка, сделанная на первом фестивале, очень серьёзная, важно поддержать заданный уровень следующими проектами. Об этом шла речь на встрече губернатора Омской области Леонида Константиновича Полежаева с президентом UNIMA Жаком Трюдо и профессором Хенриком Юрковским. Кстати, фестивальная афиша театров кукол была представлена не только детскими спектаклями, но и интересными постановками для взрослых.

– Но желание не идти по накатанной колее – не самоцель?

– Нет, конечно. Вот лишь один пример – седьмой по счёту фестиваль «Молодые театры России». Он уже завоевал авторитет в профессиональных кругах. Известные критики, приглашенные на этот фестиваль, подчёркивают его особое место на театральной карте страны. Ведущие театроведы позиционируют «Молодые театры России» как особый фестиваль, который преследует совершенно определённые цели, каждый раз ставит перед собой новые сверхзадачи. Он живой, он развивается. И новый фестиваль не бывает похож на предыдущий. Думаю, что, размышляя о сформировавшемся фестивальном наборе, к которому уже привыкли наши зрители, который востребован, обязательно нужно вести речь и об их дальнейшем развитии. Останавливаться нельзя.

– Что, на Ваш взгляд, формирует особую фестивальную атмосферу?

– Всякий серьёзный фестиваль подразумевает наличие в своей программе помимо спектаклей, актерской и драматургической лабораторий, мастер-классов. Это, прежде всего, обязательное профессиональное общение участников фестиваля: клубы, вечерние посиделки, дискуссии, участие большого количества критиков, возможность открытых встреч со зрителями. Вот где, по окончании спектаклей, продолжается творческий поиск.

– На фестивали порой привозят и спорные работы, экспериментальные…

– Формирование фестивальной афиши – это ведь удел специалистов. У каждого фестиваля есть арт-директор, исполнительный директор, которые отбирают спектакли. Мне кажется, что у нас достаточно удачно учитываются сложившиеся в театральном творчестве тенденции. У омских зрителей есть возможность увидеть весь спектр современного театрального искусства – от классики до авангарда. А какие можно увидеть неординарные работы художников, интересные режиссёрские постановки! Люди, которые следят за театром, читают внимательно отзывы о премьерах на столичных сценах, довольно часто могут посмотреть эти спектакли у нас на фестивалях. Более того, у них появляется возможность высказать своё мнение об увиденных постановках. Мне кажется это крайне важным.

Формирование человека творческого, сложного, мыслящего может происходить только в таком котле, где всё варится, кипит идеями, где есть толерантность, умение уважать разные вкусы и мнения. Это такой многополярный процесс, он должен обязательно иметь место в нашем культурном пространстве. Так формируются и вкусы и привязанности людей, это в традициях нашего региона. В омской области проживают более двух миллионов человек, каждый – со своей историей, особенностями воспитания, предпочтениями в культуре, искусстве, национальным менталитетом. И каждый находит что-то своё на омской фестивальной карте.

– Омичам выпало счастье – а иначе не скажешь – видеть, слышать, общаться на этих фестивалях с уникальными личностями – Степан Лобозёров, Игорь Ясулович, Кама Гинкас, Георгий Тараторкин, Владислав Пьявко, Александр Ведерников, Леонид Сметанников, Хенрик Юрковский, Жак Трюдо – всех просто невозможно перечислить. Какие у Вас остались личные впечатления от контактов с гостями театральных фестивалей? Что поразило, потрясло, удивило, порадовало Вас как зрителя или поклонника больших актерских талантов?

– Наверное, самое яркое впечатление – это всё-таки люди. В этом состоит большое преимущество сегодняшней моей работы: возможность общаться с выдающимися творческими личностями, о многом говорить с ними. Узнавать больше о том, чем они занимаются профессионально, в чём они признанные мастера. Мне интересны их мнения о современном искусстве, об искусстве в целом, о сложностях художественного процесса. Главное при этом, что такие беседы чаще всего выходят за рамки обмена мнениями о развитии культуры. Речь идёт и о жизненно значимых, иногда чисто житейских проблемах, о том, что сегодня происходит в нашей стране. Затрагиваются вопросы экономики, нравственного воспитания, вопросы межнациональных отношений, политики, перспектив развития государства – невозможно перечислить все темы, которые волнуют сегодня каждого нормального человека. Жак Трюдо, Хенрик Юрковский, Владислав Пьявко, Георгий Тараторкин, Богдан Ступка – всё это люди, общение с которыми невероятно интересно и полезно.

Вот великий украинский актёр Богдан Ступка, приезжавший на первый фестиваль «Академия», – удивительная личность, колоритнейший человек! И что меня больше всего поразило во всех этих встречах – состояние духа этих людей. Они достигли высот мирового уровня, каждый в своей области, но их объединяет одна черта характера: это большие оптимисты, люди, устремлённые в будущее. Не упадничество, не пессимизм, не разрушение, а только позитив в основе их жизненной философии! Эти творческие личности понимают, что через доброту, через мудрость, через труд можно всего достичь и всё преодолеть. Практически все они касались волнующей их темы воспитания нового поколения – молодёжи, нашего общего будущего.

Каждый из них по-своему работает на завтрашний день. Через своих учеников, через фестивали, в которых они принимают участие, через мастер-классы, которые они проводят, через фонды, учредителями которых многие из них являются. Вспомните, например, Фонд Ирины Архиповой, так интересно и широко представленный на втором фестивале «Панорама музыкальных театров», или Фонд Спивакова – пусть это не совсем театральный пример, но он из этого же ряда личных поступков мастеров. Или как не вспомнить Степана Лобозёрова. Фестиваль, увенчанный его именем, получился очень симпатичным и добрым. Замечательной была идея Владимира Фёдоровича Витько пригласить этого драматурга в Омск. Мы увидели настоящего самобытного сибиряка, человека из глубинки, сегодня известного во всей стране. Его мудрость, его жизненные установки, дела и поступки вызывают огромное уважение. Он приехал на фестиваль в Омск и не только присутствовал на спектаклях, но и встречался со зрителями, вёл беседы с актёрами, съездил в Тару – какие «круги» пошли!

И все это радость общения, общения с неординарными яркими личностями. Поверьте, для меня оно имеет особую ценность.

– Замечательная задумка – вплетение в фестивальную ткань всё большего числа работ омских театров. Приятно, когда в параде спектаклей «Золотой маски» участвует наша драма, и музыкальный театр впечатляюще представляет на «Панораме» оперетту «Бабий бунт». Не отставал от коллег и «Арлекин», предъявивший фестивальной публике своего «Вия». Омский лобозёровский фестиваль вызвал желание провести подобный марафон в Улан-Удэ. На только что завершившихся «Молодых театрах России» были представлены «Пятый театр» и ещё Северный драматический, Лицейский. А драма стала почётным гостем фестиваля. Это всё резонирует с ожиданиями наших зрителей.

– Дело в том, что в рамках фестивалей к «своим» спектаклям, к своим театрам у зрителей формируется несколько другое отношение. Да, омичи знают, что сегодня наши театры выезжают на фестивали и за рубеж, и в столицу, и в другие российские регионы, где неизменно подтверждают свой профессионализм. Вспомним, к примеру, прошлогодний успех музыкального театра с балетом «Апофеоз» на фестивале «Золотой витязь». Ещё раньше «серебром» и другими наградами на «Витязе» отмечалась «Галёрка». Я уже не говорю о «Золотых масках» Омской драмы и театра кукол! Впечатляет и недавний большой успех на международном фестивале в Гренобле спектакля Лицейского театра «Альпийская баллада». Театр «Студия» Любови Ермолаевой со спектаклем «Игроки» этим летом стал победителем на фестивале в Тюмени. Северный драматический театр тоже регулярно привозит награды с всероссийских и региональных фестивалей. И все это доказательство высокого профессионального уровня наших театров, их творческого потенциала, о чем мы много рассказываем омичам.

Но ведь совсем другое дело, когда омский зритель становится свидетелем этих побед, участником этого творческого состязания.

– Год 2009-й не случайно отмечен у аналитиков и в прессе эпитетом кризисный. Благодаря чему региональному министерству культуры удалось сохранить намеченное ранее фестивальное «расписание»? Пришлось ли пойти на какие-то уступки кризисным реалиям? От чего-то надо было отказаться? Сказалось ли это на качестве фестивальных афиш?

– Хочется ответить коротко: нет, ни от чего не отказались, все фестивали состоялись. И это не случайность, это запланированный результат. Есть план нашей деятельности, есть утвержденный бюджет, сформированные исходя из реальных условий, из прогнозов, из потребности и необходимости проводить те или иные мероприятия в сфере культуры. Что в конечном итоге позволяет выполнять взятые на себя обязательства. Такова практика, сложившаяся в Правительстве Омской области. Что было запланировано, то и сделано. И сделано ко всеобщему удовольствию – и омичей, и актёров, и гостей фестивалей.

Хотя справедливости ради стоит сказать, что кое-какие изменения в фестивальных афишах произошли. Вмешались дела житейские. Ведь примерно за полгода до начала мероприятия формируется афиша любого фестиваля. А за это время иногда многое меняется. Так во время фестиваля «Молодые театры России», например, у театра «Артишок» из Алма-Аты заболел музыкант, которого, оказалось, невозможно заменить, и коллектив не приехал к нам. Или в театре Елены Камбуровой сразу две актрисы решили стать мамами. Причина более чем уважительная. Случается, что в фестивальный процесс неожиданно вмешивается большая политика, как это осенью 2008 года на прошлой «Академии» случилось с театром из Грузии. А венграм помешали тогда приехать чисто экономические причины. 
Так что интересы зрителей даже в форс-мажорных обстоятельствах никак не ущемляются.

– Заметно стремление не обделить праздниками театрального искусства жителей сельских районов Омской области. Столичные артисты стали привычными гостями, например, в Таре, а ведь это дополнительные расходы для фестивальных бюджетов. Чем обусловлена мотивация такого решения?

– В нашей области сильны традиции шефства омских театров над жителями сельских районов. ТЮЗ уже который год проводит свой фестиваль «ТЮЗ – детям села». Только в нынешнем году в театре побывало около трёх тысяч сельских детей. Теперь забота о жителях сельской глубинки расширилась: идут фестивальные показы. К примеру, спектакли в рамках фестиваля «Золотая маска» в России» проводятся не только в Омске, но и в Таре. И это даже отражено в названии фестиваля. Спектакли фестиваля «Вечера с Лобозёровым» тоже прошли не только на сцене «Арлекина», но и Северного драматического театра. На губернаторскую программу «Театр – селу» в этом году в областном бюджете выделен почти миллион рублей. Это принципиальная политика региональной власти. Это своеобразный ответ на те процессы, которые происходят в современной культуре и во многом негативно отражаются на культуре села. Убежден, у сельчан должны быть не меньшие возможности, чем у горожан.

Житель сельской глубинки может, конечно, поставить «тарелку» и получать все, с позволения сказать, блага современных телекоммуникаций. Но ничто не заменит ему живого общения с актёрами. Так же как общение с книгой ничто не может заменить. И приезд на село настоящих артистов, никакие телепрограммы не компенсируют. Это было, есть и будет в приоритетах у региональных властей. Это заложено и в концепцию развития культуры в Омской области до 2014 года как приоритетное направление. Когда мы говорим о планировании, то все документы состоят из таких вот решений. Логика, понятная простому человеку, – социально ориентированный бюджет. Вот и вся мотивация.

– Обыватель обычно ворчит: к чему вся эта бумажная скрупулёзность при распределении бюджета?

– Бюджетные деньги для того и существуют, чтобы создавать максимально эффективные возможности для населения, и для жителей села в частности.

– Гости, приезжающие в Омск на фестивали, единодушно отмечают эмоциональную чуткость омской публики, грамотную, слаженную работу фестивальных дирекций, администраций принимающих театров. И, конечно, многие не скрывают, что просто завидуют той поддержке, которую омские театры получают от губернатора и правительства нашей области.

– Когда такие высокие оценки дают гости, это только повышает меру ответственности за свой участок работы. А вся подмеченная слаженность обусловлена обычным требованием губернатора Леонида Константиновича Полежаева: если что делается, то должна ставиться самая высокая планка! Что касается поддержки театрального дела, то истоки её в том, что сфера культуры изначально названа губернатором в числе основных приоритетов развития Омской области.

– Вы недавно побывали на совещании в Нальчике. Что интересное почерпнуто Вами от коллег в плане реализации театральной политики региона? Или, наоборот, в Вашем лице Омской области пришлось стать «донором» идей, касающихся развития фестивальных проектов?

– В Нальчике проходило заседание Координационного совета при министерстве культуры РФ, на которое были приглашены региональные министры. Присутствовал там и министр культуры Российской Федерации Александр Алексеевич Авдеев. Один из вопросов совета был тесно связан с темой нашей сегодняшней беседы. Рассматривалась концепция развития театрального дела в России. Кстати, перед поездкой мы встретились с директорами омских театров, обсудили наши позиции в отношении данной проблемы. Мнение было единодушным: наиболее актуальна сейчас тема организации фестивально-гастрольной деятельности. Именно об этом я говорил на совете, выступая по этому вопросу.

Сегодня в России сложилась крайне неблагополучная ситуация с гастрольной деятельностью. Да, в настоящее время региональные власти самостоятельно находят возможность проводить фестивали, отправлять театры на гастроли в другие города, о чем мы уже говорили. А в федеральном бюджете такие средства не предусмотрены. Мы вели речь о том, чтобы министерство культуры РФ обязательно планировало эту деятельность. В первую очередь новшество должно коснуться театров федерального уровня. Их довольно много. Это ведущие театры Москвы и Санкт-Петербурга, Новосибирский оперный театр. Хочется, чтобы те театры, которые являются всероссийскими, представляли своё искусство не только в городах, где они находятся, или за рубежом, но хотя бы в областных российских центрах! Представитель СТД одобрил эти предложения. Свою позитивную оценку в ходе совещания дал и Александр Алексеевич Авдеев. Так что, инициатива омских директоров нашла поддержку.

– Можно приоткрыть занавес будущего фестиваля «Академия-2»? Первая «Академия» произвёла грандиозное впечатление. Какой будет афиша второго фестиваля, ведь она формируется в нынешнем году? Пока объявлено, что в фестивале примет участие труппа легендарной «Комеди Франсез».

– «Комеди Франсез» пройдены все этапы подготовки к фестивалю. Когда в Омск приезжала директор этого театра, основанного ещё самим Мольером, госпожа Мюриэль Майетт, мы подписали соглашение с ней. В основе, конечно, лежит межправительственное соглашение о проведении Года Франции в России и Года России во Франции. В рамках турне французского театра по России Омск будет присутствовать не просто как одна из точек маршрута. Выступление театра пройдет в контексте международного фестиваля «Академия». Сейчас идет работа над афишей фестиваля. Одно с уверенностью могу сказать: программа будущего фестиваля «Академия» не разочарует самых заядлых театралов.

– Финальную точку в нынешнем фестивальном марафоне поставили «Молодые театры России». Какими особенностями, на Ваш взгляд, отмечен фестиваль, проходящий в Омске уже в седьмой раз? Когда ждать новых встреч с этим театральным форумом?

– Этот фестиваль вновь дал возможность увидеть все разнообразие современных молодых театров, были открыты новые актёрские имена, достойно выступили и все наши омские театры. Фестиваль в нынешнем году стал конкурсным, победители увозили из Омска дипломы лауреатов и памятные статуэтки. На закрытии со сцены было объявлено: «Молодые театры России» вновь откроются в Омске в октябре 2011 года. На этот же год намечены и два других фестиваля – «Панорама музыкальных театров» и «В гостях у «Арлекина». То фестивальное движение, которое сложилось в омском театральном пространстве, обязательно будет продолжено.

– Спасибо за обстоятельный разговор.

Беседовала Людмила ПЕРШИНА