Омская Губерния
Министерство культуры Омской области

Список ОИВ > Министерство культуры Омской области > Коллегия Министерства культуры Омской области

Доклад Министра культуры Омской области В.А. Телевного
Коллегия Министерства культуры Омской области «О ходе реализации регионального приоритетного проекта «Культура Омской области» и первоочередных задачах на 2008 год» 25 марта 2008 года

КУЛЬТУРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ: ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРИОРИТЕТЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

В последние годы тема культуры занимает всё более важное место в вопросах определения стратегий развития, как Российской Федерации, так и её субъектов. Свидетельством значимости данной темы является и последнее Послание Президента России Федерации Федеральному Собранию. В нем Владимир Владимирович Путин отметил: «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Это признание значительности вклада работников культуры – нас с вами, уважаемые коллеги – в решение общенациональных задач, нашей ответственности за дело, которому мы служим. И доказательство тому – подписание в августе прошлого года Президентского указа о новом профессиональном празднике – Дне работника культуры, с которым позвольте мне искренне и сердечно вас поздравить.

Сформулированные на федеральном уровне акценты в отношении культуры являются для Омской области не только ориентирами для дальнейшей работы, но и существенным подтверждением правильности выбранного курса культурной политики. На протяжении целого ряда лет вопросы сохранения и приумножения духовных ценностей, нашего культурного достояния являются приоритетами стратегии и практики региональной власти. В 2006 году Омский регион стал одним из первых субъектов Российской Федерации, провозгласивших о начале реализации в области собственного «национального» приоритетного проекта в сфере культуры, объявив при этом 2006 год Годом культуры. Это был практический шаг Губернатора Омской области, позволивший нашей отрасли заявить о себе как о стратегическом ресурсе социально-экономического развития региона.

В рамках приоритетного регионального проекта «Культура Омской области» минувший 2007 год был ознаменован крупными проектами в сфере профессионального искусства и самодеятельного народного творчества.

Широко отметили свои юбилеи Омский государственный музыкальный театр и Омский ТЮЗ, удостоенный за достижения в театральном искусстве премии Правительства Российской Федерации, которая носит имя Фёдора Волкова. Большой успех имели фестивали театров для детей и молодёжи «Жар-птица», «Молодые театры России», музыкальные проекты «Академия искусств. Новое передвижничество», Сибирский Международный фестиваль органной музыки, действующая на базе Омского академического театра драмы Лаборатория современной драматургии Сибири, Урала и Дальнего Востока.

Стали неотъемлемой частью культурной жизни Омского Прииртышья фестивали русской культуры «Душа России» и национальных культур «Единение», областной праздник «Певческое поле».

Все это вновь подтвердило лидирующие позиции Омской области, ее статус крупнейшего культурного центра страны, где бережно сохраняются традиции и успешно воплощаются в жизнь новые идеи, получающие высокую оценку как профессионального культурного сообщества – российского и мирового – так и широкой публики.

В наступившем году тенденция новаторства, эксперимента, творческого подхода к делу получает своё развитие. В феврале реализован масштабный проект – фестиваль Новой музыки, проведённый совместно Омской и Московской филармониями при поддержке Правительства Омской области и Министерства культуры Российской Федерации.

С большим интересом омичи ждут главное театральное событие года - первый Международный театральный фестиваль «Академия». Его афиша сформирована и обещает нам встречу с лучшими театрами России, ближнего и дальнего зарубежья, с мэтрами театрального искусства. Меньше года отделяет нас еще от одного крупнейшего проекта, первого Международного конкурса скрипачей имени Юрия Исаевича Янкелевича, который пройдет в Омске в марте 2009 года по инициативе и при поддержке народного артиста СССР Владимира Спивакова, почётного Президента конкурса, и нашего Губернатора Леонида Константиновича Полежаева.

В целом на поддержку фестивально-гастрольной деятельности Правительство Омской области выделило в прошлом году более 100 миллионов рублей. И в этом году состоятся гастрольные поездки Омского хора в Испанию, академического симфонического оркестра в Италию, школы-студии «Солнышко» в Словакию, Омского государственного детского ансамбля в Болгарию.

Принципиальным и обязательным для себя мастера искусств считают участие в культурном обслуживании сельских жителей в рамках Губернаторских программ «Театр – селу» и «Дорогами родного Прииртышья», творческой акции «Я люблю тебя, малая Родина».

Мы должны дорожить имеющимся творческим потенциалом, воплощать его в новые спектакли, концертные программы, интересные проекты. Несколько дней назад Министерством культуры Омской области были определены имена обладателей грантов Губернатора Омской области для поддержки творческих проектов в сфере театрального искусства. Ими стали «Омский ТЮЗ», «Пятый театр», Омское отделение СТД.

Безусловно, в рамках приоритетного регионального проекта было и будет осуществлено немало музейных и библиотечных проектов, культурно-досуговых мероприятий, конкретных дел в части профессионального и дополнительного образования. Обо всем этом мы еще будем говорить, сейчас же важно понимание того, что в 2008 году истекает срок действия регионального приоритетного проекта «Культура Омской области». Нам необходимо укреплять и расширять занятые позиции, необходимо продолжить развитие тенденции изменения отношения к культуре, восприятия её не как потребителя ресурсов региона, а как отрасли, генерирующей и формирующей духовный и нравственный потенциал, создающей базис для уверенного благополучия населения Омской области.

Уже сейчас, не откладывая на конец года, необходимо решить вопрос о создании авторитетной рабочей группы, которая занялась бы разработкой документов, определяющих стратегические направления государственной политики Омской области в сфере культуры на краткосрочную и долгосрочную перспективу. И мы обращаемся к нашим коллегам из сферы науки и высшей школы ректору госуниверситета Геннадию Ивановичу Герингу, Нине Михайловне Геновой, Николаю Аркадьевичу Томилову, директору института искусств педуниверситета Леониду Георгиевичу Медведеву, к руководителям творческих союзов с просьбой принять самое активное участие в этом важном деле.

В то же время, планируя дальнейшее развитие государственной культурной политики Омского региона, мы должны учитывать современное состояние отрасли культуры. В этой связи необходимо определиться по ряду вопросов, решение которых должно стать первоочередными задачами нашей дальнейшей совместной деятельности.

Одна из таких задач - совершенствование механизмов государственной охраны, сохранения и эффективного использования культурного наследия.

В Омской области накоплен значительный опыт практической работы в этом направлении. Отреставрирован целый ряд зданий-памятников, являющихся доминантами исторического облика и культурного пространства региона. Вторую жизнь обрели многие произведения изобразительного искусства. Например, такие монументальные полотна, как «Снятие с креста» и «Ночь на Тихом океане». Под эгидой и при всемерной поддержке нашего Губернатора в кратчайшие сроки был воссоздан памятник истории и культуры Омской области Успенский Кафедральный Собор – признанный шедевр православной архитектуры.

В структуре Министерства создано Управление по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия. Налажено конструктивное взаимодействие с обществом охраны памятников и культуры. В конце 2007 года была введена практика установления временных границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и временного режима использования земель в границах данных зон.

В настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Омской области, предусматривающий установление временных границ зон охраны и временного режима использования земель в границах данных зон применительно к 33 памятникам истории и культуры регионального значения, расположенным на территории Омска. В дальнейшем планируется активно и последовательно продолжать эту работу.

В условиях, когда на федеральном уровне необходимые нормативные акты, регламентирующие отношения в части охраны памятников, находятся в состоянии перманентной разработки, когда в ряде моментов наличествует правовой вакуум, мы будем и впредь действенно реагировать на вызовы времени.

Все мы видим как город расстраивается, ведется плотная застройка его центральной – исторической части. Сохранение его неповторимого облика посредством охраны объектов культурного наследия, их реставрации и восстановления, регулирования использования их и прилегающих к ним территорий – вот наша задача. Каким через 8 лет подойдет Омск к своему юбилею, во многом решается сейчас и зависит, в том числе от нашей повседневной работы.

Мы достаточно результативно взаимодействуем с Департаментом недвижимости Мэрии, департаментом архитектуры и градостроительства, городским архитектурно-градостроительным советом. В то же время хотелось бы, чтобы и Департамент культуры администрации города не стоял в стороне от этих дел – ведь речь идет о культурном наследии Омска и, по большому счету, о городской культуре.

С тем же предложением мы обращаемся и к органам управления культуры всех 32 муниципальных районов Омской области. На их территории расположено 1680 памятников, их них 1173 – памятники археологии, находящиеся, как правило, за пределами населенных пунктов. Взаимодействие с муниципалитетами – непременное условие обеспечения их охраны. Следует отметить работу администраций Исилькульского, Омского и Полтавского районов, где в органах управления культуры определены специалисты, ответственные за памятники археологии. Они обладают полной информацией о памятниках и их состоянии. На объекты археологии заключены охранные обязательства.

Показательным является также отношение к археологическому наследию органов местного самоуправления Черлакского, Усть-Ишимского, Горьковского и Тюкалинского районов. Границы памятников здесь нанесены на землеустроительные карты, изданы постановления, ограничивающие оборот и хозяйственное использование земель, занятых памятниками археологии.

Вместе с тем, во многих других муниципальных районах, например, в Крутинском, где сосредоточено самое большое число памятников археологии – 203, до сих пор не осуществлено обозначение на местности и нанесение границ памятников на карты землепользования.

Министерством утвержден график проведения в 2008 году инвентаризации и паспортизации объектов культурного наследия, находящихся на территории Омской области.

В целях обеспечения граждан информацией на официальном сайте Министерства культуры Омской области опубликован список памятников федерального и регионального значения. В ближайшее время приступим к плановым проверкам соблюдения физическими и юридическими лицами федерального и областного законодательства об охране памятников.

Значительной частью культурного наследия является музейный фонд государственных и муниципальных музеев Омской области. Сегодня он насчитывает свыше 570 тысяч единиц хранения, при этом постоянно растет, увеличившись только в 2007 году на 35 тысяч. Среди музеев Сибирского федерального округа музейный фонд области по числу музейных предметов занимает четвертое место, среди музеев субъектов Российской Федерации – 35-е.

Комиссионная проверка, проведенная в 12 муниципальных музеях области, показала, что со стороны их учредителей недостаточное внимание уделяется проблемам укрепления материально-технической базы музеев, обеспечению их охранно-пожарной сигнализацией и специальным оборудованием. Из 32 районных муниципальных музеев лишь в 14 имеются компьютеры и то, как правило, устаревшей модификации. Выход в Интернет имеет один Саргатский историко-краеведческий музей. Из 122 сотрудников и экскурсоводов, работающих в муниципальных музеях на селе, высшее образование имеют менее половины. Мы продолжим практику обучающих семинаров областными музеями и выездных семинаров-практикумов, которые в 2007 году были организованы на базе Исилькульского, Саргатского и Большереческого музеев.

Это особенно важно еще и потому, что музеи сегодня – это не только места хранения музейных предметов, но и центры научно-просветительской и образовательной работы среди населения. Ежегодно музеи и внемузейные мероприятия посещают свыше 900,0 тысяч омичей и гостей Омской области, 60% из них – дети и молодежь.

В 2007 году состоялась: всероссийская презентация новой экспозиции литературного музея имени Достоевского. 75-летию Омской областной организации Союза художников России были посвящены выставочные проекты «Учителя и ученики», «Династия», завершился проект «И камни говорят» из фондов Государственного исторического музея.

Сотрудничество с Государственным историческим музеем продолжится – в этом году будет осуществлен совместный выставочный проект, посвященный 130-летию Омского государственного историко-краеведческого музея. Говоря о развитии библиотечного дела в Омской области, мы должны иметь четкое представление о том, что библиотеки это не просто хранилища уникальной информации. Сегодня они должны стать реальными информационными, культурными и досуговыми центрами, осуществляющими многопрофильное обслуживание населения. Наша задача совместно с органами исполнительной власти муниципальных образований сделать их такими. В этом плане нам необходимо скорректировать функции и задачи областной библиотеки детской и юношеской книги, модернизировать деятельность областной библиотеки для слепых.

На протяжении последних месяцев в соответствии с распоряжением Губернатора Омской области в регионе ведется активная работа по созданию на базе Омской государственной областной научной библиотеки филиала Президентской библиотеки имени Ельцина. Планируется, что филиал будет включен в единую всероссийскую информационную сеть центральных, республиканских и областных библиотек. Уже сегодня, благодаря успешному завершению целевой областной программы «Библиотека – XXI век», в Омской области создана уникальная возможность формировать также и муниципальные представительства, подключая к этой сети центральные библиотеки всех муниципальных районов Омской области.

Целевое вложение областных бюджетных средств в развитие библиотек на селе позволило преобразовать их в современные муниципальные информационные центры, услугами которых активно пользуются представители всех категорий сельских жителей.

При этом необходимо понимать, что создание эффективной единой информационной библиотечной системы Омской области не возможно без активного включения в этот процесс органов исполнительной власти муниципальных образований. И вопросы обеспечения высокоскоростных каналов доступа к сети Интернет или переподготовки и повышения квалификации библиотечных работников далеко не единственные в этом плане.

Напомню, что основой работы любой общедоступной библиотеки являются состояние фондов и их обновление. Для большинства районных библиотек комплектование фондов было и остается одной из главных проблем в их деятельности. В 2007 году зафиксирована тенденция к сокращению фондов в 21 муниципальном библиотечном объединении районов и в централизованной системе библиотек Омска. Относительно неплохо дела обстоят в Таврическом, Большеуковском, Муромцевском районах. Абсолютными аутсайдерами являются Тевризский и Знаменский районы. В последнем на обновление библиотечного фонда в 2007 году выделено 0 (ноль) рублей. Это показательный и, к сожалению, не единственный пример.

Необходимо устранить неравномерность развития фондов, повысить объемы и качество комплектования в первую очередь муниципальных библиотек и, прежде всего, в сельских поселениях. Решение этих задач видится нам приоритетным в деятельности Ивана Федоровича Шеина.

Хорошим подспорьем в этом станет трехлетняя помощь федерального бюджета. В 2008 году для Омской области из этого источника предусмотрено 4 млн. 298 тыс. рублей, в 2009 году планируется свыше 6 млн. рублей, а в 2010 году более 17 млн. рублей.

В настоящее время разрабатывается концепция целевой программы Омской области «Развитие библиотечного дела Омской области до 2011 года». Эти вопросы в обязательном порядке будут включены в соглашения о взаимодействии Министерства культуры Омской области и муниципальных районов.

С проблемой комплектования библиотечных фондов, их модернизации тесно связан вопрос передачи библиотекам изданий, выпущенных Министерством по поручению и при поддержке Правительства Омской области. Это полные собрания сочинений Достоевского и Бунина, первые тома Антологии семейного чтения, альбом «Успенский кафедральный собор – Омская святыня», пятитомник Георгия Вяткина, книга стихов и воспоминаний Леонида Мартынова и ряд других зачастую уникальных и, безусловно, востребованных изданий. Это, конечно, и произведения современных омских авторов.

При содействии Министерства имущественных отношений мы планируем, в максимально сжатые сроки, решить вопрос передачи книг, тщательно отработать все механизмы. Процесс этот изрядно затянулся, и мириться с этим более нельзя.

Большую общественную значимость приобретает работа Министерства и администраций муниципальных образований с творческими союзами. Региональные отделения творческих союзов, общественные организации нуждаются в поддержке органов исполнительной власти, однако прежние традиционные условия и формы сотрудничества сегодня вступают в противоречие с существующим законодательством.

Современное законодательство определяет такой путь поддержки творческих союзов как система грантов, которая на сегодняшний день нами не разработана. В связи с этим, ближайшей перспективой является работа по определению направлений и объемов этих грантов.

Деятельность Министерства культуры Омской области, направленная на взаимодействие со средствами массовой информации, является одной из приоритетных. Главная цель этой работы – создание на территории региона единого культурно-информационного пространства, призванного на высоком уровне удовлетворять потребности омичей в качественной информации.

На сегодняшний день сформирована система обмена информацией между подведомственными учреждениями культуры и Министерством. В качестве интегрального инструмента этой работы в данный момент выступает официальный сайт Министерства. В 2007 году сайт стал победителем в номинации «Государство» Всероссийского фестиваля интернет-проектов «Новая реальность».

Однако созданный механизм нельзя назвать безупречным. Эффективное информационное взаимодействие выстроено не со всеми учреждениями культуры в силу отсутствия у многих из них: специалистов по связям с общественностью, необходимой материально-технической базы и, зачастую, мотивации в этой работе.

Драмтеатр, филармония, Пятый театр и некоторые другие учреждения сегодня активно взаимодействуют со СМИ: организуют информационную работу. Более того, значительное число учреждений культуры сегодня имеют официальные сайты в сети Интернет. Однако не всегда качество этой работы положительно влияет на имидж отрасли. Многие сайты учреждений культуры не обновляются, содержат устаревшие сведения и дезорганизуют работу не только журналистского сообщества. Отдельные учреждения культуры имеют несколько web-представительств: Музей Врубеля – 2 сайта, Омская филармония - 2 сайта, Литературный музей Достоевского – аж 3.

Кроме того, нельзя не отметить, что сотрудничество в этой области с органами управления культурой муниципальных образований носит стихийный характер – отсутствует опыт информационного обмена, что, безусловно, отрицательно сказывается на целостности информационного пространства нашей сферы.

Думаю, что Александру Викторовичу Ремизову надо всерьез заняться выработкой единой с районами и городом Омском информационной стратегии. В 2008 году на базе официального сайта Министерства будет создан раздел методических разработок отрасли, в том числе и по направлению связей с общественностью. Есть основания полагать, что эта информация будет востребована в первую очередь работниками культуры села, а сайт Министерства станет привычным местом обмена опытом и мнениями по актуальным вопросам развития отрасли.

Сегодня уместно будет поблагодарить находящихся в этом зале представителей, а точнее наших коллег, из региональных и федеральных СМИ за сложившийся уровень профессиональных взаимоотношений с Министерством. В 2008-2009 году в эфире региональных и федеральных телекомпаний появятся совершенно новые проекты. Также принято решение о возобновлении популярного цикла документальных фильмов «Душа России» в эфире ГТРК «Омск». Будет продолжен выпуск отраслевых журналов – «Омское наследие», «Омск театральный», «Литературный Омск». Один из ближайших выпусков журнала «Омское наследие» будет полностью посвящен культуре села.

Отдельным, и во многом новым направлением работы Министерства на ближайшую перспективу станет реализация проекта «Социальная реклама», призванного поддержать позитивный образ омской культуры и вовлечь в культурно-досуговую деятельность разные слои населения. Пример тому – участие Министерства в федеральном анимационном проекте «Мы живем в России». Мультипликационный фильм об Омской области появится уже в апреле в эфире федеральных телекомпаний. У вас он есть в материалах.

Предлагаю обсудить и возможность проведения выставки-форума, посвященной культуре Омского Прииртышья в марте следующего года.

Уважаемые коллеги. Почти 120 тысяч участников из 9 тысяч клубных формирований, в том числе, самодеятельного народного творчества занимаются в муниципальных учреждениях культуры клубного типа. На территории области в 2007 году было проведено свыше 200 тысяч культурно-досуговых мероприятий.

Нам с вами и в дальнейшем необходимо всемерно содействовать сохранению и развитию традиционной народной культуры и самодеятельного народного творчества. Примером может служить «План мероприятий по сохранению и развитию самодеятельного творчества в городе Омске «Грани таланта» на период до 2010 года», который успешно выполняется. Можно также назвать муромцевскую программа «Традиционная культура – основа гармоничного развития личности», нижнеомскую – «Сохранение и возрождение традиционной русской культуры как основы развития культуры села», исилькульскую – «Великое наследие национальных культур народов» и другие.

Однако есть и другие примеры. До сих пор не решается вопрос развития центров традиционной народной культуры в Русско-Полянском, Калачинском, Саргатском и Павлоградском районах.

Занятия народным творчеством не могут быть привлекательными, если в учреждении культуры нет современного оборудования, или оно само в неприглядном, а то и аварийном состоянии.

В 2008 году, как и предыдущие, значительные средства в областном бюджете предусмотрены на укрепление материальной базы муниципальных учреждений культуры. Определен порядок и критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий из областного фонда софинансирования расходов. 28 марта последний срок подачи заявок. Как видите, изменилось законодательство и принципы наших взаимоотношений. И если какой-то из 17 районов, что не приобрел автобусы в прошлом году, бумаги правильно не оформит, то и денег на автобус не получит и помочь ему никто не сможет. Я не говорю уже о более сложных вещах, связанных с капитальным ремонтом, составлением смет, наличием проектов и конечно проблемой софинансирования из местных бюджетов.

У нас есть примеры конструктивного взаимодействия в этом вопросе. В Любинском районе есть Дом культуры в поселке Красный Яр, как и многие сельские Дома культуры, требовавший ремонта. Глава Красноярского поселения Ракимжанов Абай Курмашович обратился с просьбой оказать финансовую помощь в ремонте здания ДК к 250-летию поселка. В кратчайшие сроки были оформлены дефектная ведомость на ремонт здания, сметный расчет с оптимальным перечнем ремонтных работ, технический паспорт, гарантия софинансирования из местного бюджета в размере 57% от общей стоимости. При выделении из областного бюджета 450 тыс. рублей объем выполненных работ составил 1 млн. 50 тыс. рублей.

В ноябре 2007 года работниками Министерства был проведен осмотр здания сельского дома культуры села Утьма Тевризского района. Здание клуба на 300 мест, построенное в 1975 году, находится в аварийном состоянии: в нем отсутствуют инженерные коммуникации, нарушена конструкция крыши, происходит разрушение кирпичной кладки стен и простенков, деформация перемычек и плит перекрытия. В результате многолетнего протекания крыши пришла в негодность конструкция полов и отделка помещений, стены и перекрытия поражены грибком.

И это в населенном пункте, где проживает почти 600 человек, из которых 184 – дети и молодые люди, вынужденные довольствоваться культурными мероприятиями в холле клуба, обогреваемом печкой-буржуйкой. В неприглядном состоянии и районный дом культуры. Считаем это не допустимым. Эта ситуация не останется без нашего внимания и контроля. Но реальные шаги должны быть со стороны администрации Тевризского муниципального района. К сожалению это не единственный такой пример.

В прошедшем году на территории Омской области продолжилась реализация административной и бюджетной реформ. Современное законодательство значительно расширяет возможности органов исполнительной власти муниципальных образований.

Сегодня перед нами стоит важная задача формирования на территории региона четко отлаженной системы взаимодействия в управлении культурными процессами, в которой были бы задействованы все уровни власти. Считаю, что в этом направлении необходимо возобновить практику заключения соглашений о взаимодействии по вопросам культуры и межнациональных отношений между Министерством культуры и муниципальными образованиями. При этом они должны носить не рамочный, а предельно конкретный характер. На сегодняшний день разработан проект соглашения о взаимодействии в сфере культуры сроком действия на два года, определяющий зоны обязательств Министерства и органов исполнительной власти муниципальных образований в соответствии с существующим областным и федеральным законодательством. В ближайшее время нам с вами необходимо провести экспертизу этих документов с учетом особенностей каждой территории и подписать их.

Однако наряду с определением полномочий необходимо создать также и объективную систему оценки эффективности деятельности, как государственных учреждений культуры, так и муниципалитетов, а также качества предоставляемых услуг населению. Это одна из первоочередных задач реформирования не только административно-управленческих функций, но и финансов при формировании бюджета, ориентированного на результат.

Мы в ближайшее время завершим разработку системы оценок эффективности оказания услуг, а также деятельности муниципальных образований и государственных учреждений в сфере культуры. Работа это очень сложная и мы рассчитываем на вашу заинтересованную позицию, уважаемые коллеги.

Министерством культуры уточнены критерии отбора победителя областного конкурса имени Почетного гражданина Омской области Нины Никандровны Бревновой на лучшее развитие сферы культуры среди муниципальных образований. По итогам 2007 года победителем стал Таврический район. Нам всем необходима система, когда каждый сможет определить положение муниципалитета по конкретным целевым рейтинговым показателям.

За последние годы Министерством в рамках бюджетной реформы подготовлено большое количество документов. К сожалению многие из них недостаточно проработаны или носят формальный характер. Так, например, перечень государственных услуг и региональные стандарты утверждены, а их конкретные параметры нет. Естественно нельзя оценить насколько они выполняются. Не утверждены разработанные на 2008–2010 годы ведомственные целевые программы.

В соответствии с постановлением Правительства Омской области до 1 мая текущего года должен быть разработан проект Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры на 2009 – 2011 годы.

За оставшийся небольшой период времени необходимо еще раз проанализировать систему показателей и определить, остались ли еще не охваченные данной системой аспекты деятельности Министерства и подведомственных учреждений. Надо убедиться в том, что разработанная система показателей способна отразить эффект от принимаемых решений по вопросам выделения большего или меньшего количества средств на те или иные цели, предусмотренные как целевыми программами Омской области, так и проектами ведомственных программ.

С 1 января 2009 года Министерство должно будет формировать государственные задания для учреждений, устанавливать требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг.

Нам предстоит определить порядок проведения внутриведомственного аудита эффективности расходования бюджетных средств, наладить контрольно-ревизионную работу.

Более основательного обсуждения требует проблема создания автономных учреждений в соответствии с 174 Федеральным Законом.

Одной из наиболее острых проблем в отрасли по-прежнему остается низкий уровень оплаты труда. Средний ежемесячный размер заработной платы работников учреждений культуры Омской области в 2007 году составил 6077 рублей.

Приоритетной задачей в 2008 году должна стать разработка новой системы оплаты труда, предусматривающей уход от Единой тарифной сетки и переход на отраслевую систему оплаты и предполагающей более гибкий подход к политике оплаты труда. При этом минимальный базовый должностной оклад по каждой профессиональной группе должен быть гарантирован государством и не может быть ниже, чем заработная плата, установленная до введения отраслевой системы оплаты труда.

Думаю, что Елена Николаевна Ложникова, экономические и финансовые службы министерства и учреждений справятся с этими сложными задачами, если министр и первые руководители будут также хорошо как они знать этот предмет. Уважаемые коллеги выбора у нас здесь нет.

Стратегическим ресурсом развития культуры региона является воспроизводство кадрового потенциала.

Наша система подготовки кадров складывалась на протяжении десятилетий и включает в себя три неразрывно связанных уровня профессионального образования «школа – училище – вуз». Именно эта система непрерывного образования призвана сохранять и развивать творческий потенциал государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства Омской области.

В условиях действия 122 и 131 федеральных законов в Омской области удалось сохранить сеть школ искусств, музыкальные и художественные школы. В настоящее время проводится оптимизация сети, которая не влечет за собой уменьшения численности учащихся.

Основным инструментом государственного контроля за качеством образования являются лицензирование и аккредитация учреждений. Лицензия является основным документом, дающим право на осуществление образовательной деятельности. Все Омские городские – их имеют. А на селе - только половина. Остальные школы, по большому счету, эту деятельность ведут незаконно.

Считаю, что нам с руководителями органов управления культурой и главами муниципальных образований, коллегами из Министерства образования надо поставить цель – до конца года все школы искусств должны иметь лицензию. И ее непременно достичь.

В области сложилась стройная система конкурсов и фестивалей по всем специальностям образования, выставок детского художественного творчества, олимпиад, которые позволяют выявлять и поддерживать одаренных детей. В прошедшем году увеличилось количество творческих состязаний, участниками их стали более 50 тысяч юных музыкантов, танцоров, художников, вокалистов, 700 творческих коллективов.

Победителями общероссийского конкурса «Молодые дарования России» в прошлом году стали 10 талантливых учащихся – омичей.

Омские учреждения среднего профессионального образования осуществляют подготовку специалистов для учреждений культуры, искусства и образования по 10 специальностям, 19 специализациям. В 2008 учебном году Омский областной колледж культуры и искусства создаст свои представительства в Горьковском и Черлакском районах. В музыкальном училище имени Шебалина открывается новая специализация - «руководитель народного хора».

Вместе с тем, в наших образовательных учреждениях учебно–материальная база, к сожалению, пока быстрее ветшает, чем обновляется.

Нужно отметить положительный опыт Азовского, Исилькульского, Крутинского, Муромцевского, Омского и Таврического районов, в которых разработаны и успешно реализуются программы подготовки и закрепления специалистов культуры. Мы благодарны руководству Москаленского и Тюкалинского районов за решение жилищных проблем работников культуры.

И все же говоря о кадровой ситуации в нашей сфере и наметившихся тенденциях – благоприятной ее назвать нельзя.

Сегодня только 20% выпускников возвращаются в муниципальные учреждения культуры, которые направляли их на учебу. 52% работников клубных учреждений, 10% работников библиотек, 35% музейных работников не имеют специального образования. Происходит отток квалифицированных кадров из отрасли, старение специалистов, особенно в библиотечной сфере.

Думаю, правильно будет на одной из ближайших коллегий подробно рассмотреть эти проблемы.

Уважаемые коллеги!

В заключение еще раз отмечу, что сегодня по ряду направлений в сфере культуры Омской области достигнуты результаты, которыми мы с вами вправе гордиться. И в первую очередь гордиться людьми, кто это делает.

В 2007 году 12 работников культуры удостоены государственных наград Российской Федерации.

Заслуженными артистами Российской Федерации стали Боброва Татьяна Владимировна – артистка Омского государственного музыкального театра и Шурыгин Виктор Павлович – артист Омской филармонии.

Список обладателей почетных званий пополнился заслуженным художником России – Саниным Игорем Александровичем, девятью заслуженными работниками культуры. Среди них аккомпаниатор-концертмейстер Омской филармонии Болдырев Александр Анатольевич, директор Морозовского сельского дома культуры Говорова Анна Михайловна, Пономарева Светлана Владимировна – главный хореограф Омского государственного детского ансамбля.

Пятьдесят четыре работника культуры и искусства награждены Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры.

Почетного звания «Заслуженный деятель культуры Омской области» удостоены 7 наших коллег, 15 человек стали лауреатами Премии Губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства.

И конечно главная оценка для всех работников культуры – благодарность омичей, жителей нашего региона, удовлетворение культурных потребностей которых – наша миссия и призвание.

Министр культуры Омской области В.А. Телевной
Решение коллегии
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ О ходе реализации регионального приоритетного проекта «Культура Омской области» и первоочередных задачах на 2008 год.

Коллегия Министерства культуры Омской области (далее – Министерство), заслушав и обсудив доклад Министра культуры Омской области о достигнутых результатах и приоритетах дальнейшего развития отрасли культуры Омской области, постановляет:

1. Обеспечить исполнение распоряжения Правительства Омской области от 5 февраля 2008 года №18-рп «Об основных итогах работы Правительства Омской области в 2007 году и Плане действий Правительства Омской области на 2008 год» в части мероприятий, относящихся к компетенции Министерства (А.В.Ремизов, Е.Н.Ложникова, И.Ф.Шеин, Н.К.Валова).

2. Завершить реализацию мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Омской области от 12 июля 2006 года №95-п «О Концепции приоритетного регионального проекта "Культура Омской области" на 2006 - 2008 годы» (А.В.Ремизов, Е.Н.Ложникова, И.Ф.Шеин, Н.К.Валова).

3. Разработать и утвердить на заседании Правительства Омской области «Концепцию развития культуры в Омской области до 2020 года» и Приоритетный региональный проект «Культура Омской области» на 2009-2011 годы (А.В.Ремизов, Е.Н.Ложникова, И.Ф.Шеин, Н.К.Валова).

4. В срок до 1 мая 2008 года завершить работу по заключению соглашений о взаимодействии в сфере культуры до 2009 года между Министерством и муниципальными образованиями Омской области (А.В.Ремизов, И.Ф.Шеин, С.В.Баах).

5. В срок до 1 июня 2008 года завершить работу по утверждению значений параметров государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями культуры Омской области (Е.Н.Ложникова, А.В.Ремизов, И.Ф.Шеин, Н.К.Валова).

6. Разработать и внедрить систему оценки эффективности деятельности государственных учреждений культуры в рамках реализации мероприятий административного и бюджетного реформирования. Рекомендовать муниципальным органам управления культуры разработать и внедрить указанную систему применительно к муниципальным учреждениям культуры (Е.Н.Ложникова, А.В.Ремизов, С.В.Баах).

7. Провести в III квартале 2008 года коллегию Министерства с повесткой дня «О состоянии и основных направлениях развития кадрового потенциала отрасли культуры Омской области» (А.В.Ремизов, Е.Н.Ложникова, И.Ф.Шеин, Н.К.Валова).

8. Реализовать запланированные на 2008 год мероприятия в сфере профессионального искусства и народного творчества, направленные на формирование позитивного облика Омской области, повышение её инвестиционной привлекательности (А.В.Ремизов, А.И.Ресненко И.Ф.Шеин, А.Ф.Илькова, Л.А.Чекалина).

9. Разработать и представить на утверждение Министру культуры Омской области в срок до 1 мая 2008 года перечень первоочередных мероприятий по развитию материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры для формирования бюджета отрасли на 2009 год (Е.Н.Ложникова, А.В.Ремизов, О.В.Плющаков).

10. Разработать проект целевой программы Омской области «Развитие библиотечного дела Омской области до 2011 года», в котором отразить следующие основные направления:

поддержка и актуализация фондов общедоступных (публичных) библиотек Омской области, в том числе их пополнение изданиями, осуществленными Министерством;

расширение использования информационно-коммуникационных технологий в библиотечной сфере;

развитие профессионального потенциала библиотек региона; модернизация материально-технической базы библиотек (И.Ф.Шеин, А.Ф.Илькова).

11. Рассмотреть вопрос о целесообразности разработки целевой программы Омской области, направленной на дальнейшее укрепление межнационального и этноконфессионального согласия на территории Омской области (И.Ф. Шеин, Л.А. Чекалина).

12. Рекомендовать главам муниципальных районов Омской области разработать и принять программы по сохранению и развитию традиционной народной культуры с учетом национального состава населения муниципальных образований (И.Ф. Шеин, Л.А. Чекалина, А.Ф. Илькова).

13. Управлению по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия Министерства в срок до 31 декабря 2008 года представить на утверждение Министру культуры Омской области отчеты:

о реализации в 2008 году на территории Омской области переданных полномочий в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения;

о результатах исполнения графика проведения в 2008 году инвентаризации и паспортизации объектов культурного наследия народов Российской Федерации, находящихся на территории Омской области;

о результатах работы государственных и муниципальных музеев по соблюдению нормативных условий учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций (А.В.Ремизов, О.В.Плющаков).

14. Осуществить комплекс необходимых мер по обеспечению эффективного информационного взаимодействия Министерства с государственными и муниципальными учреждениями культуры, средствами массовой информации (А.В.Ремизов, М.Н.Алаев).

15. Рекомендовать главам муниципальных районов Омской области принять необходимые меры по обеспечению лицензирования и аккредитации учреждений дополнительного образования детей – детских школ искусств и художественных школ (И.Ф.Шеин, Н.К.Валова, О.В.Плющаков).

16. Разработать систему грантовой поддержки деятельности региональных отделений творческих союзов писателей, художников, композиторов, дизайнеров (А.В.Ремизов, Е.Н.Ложникова, А.И.Ресненко, О.В. Плющаков, М.Н.Алаев).

17. Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.

Председатель коллегии, Министр культуры Омской области В.А. Телевной.

версия для печати